Как правильно нарисовать лицо и голову

При рисовании портретов или даже карикатур очень важно понимать принципы рисования черт лица. Узнайте об этом подробнее из нашего пошагового руководства.

Незавершенный эскиз портрета

Рисование лиц начинается с понимания основных пропорций

Каждый художник испытывает трудности с определенными аспектами анатомического рисования. Особенно сложно рисовать головы и лица со всеми их элементами, от ресниц до скул. Каждая деталь имеет большое значение. Понимание основных пропорций головы — залог успеха, так как при наличии такого понимания значительно проще рисовать мелкие детали, например кончик носа или уха.

 

К счастью, изучение пропорций головы — выполнимая задача. Начните с упрощения человеческого лица до нескольких основных элементов. Освоив базовые принципы рисования, вы сможете применять их в своей работе, чтобы создавать потрясающие портреты или заполнять альбом эскизами.

 

Основные ориентиры на лице человека

 Посмотрев на лицо человека, можно увидеть, что оно делится примерно на три части: от линии роста волос до бровей, от бровей до нижней части носа (где он касается верхней части губного желобка) и от нижней части носа до нижнего края челюсти. Вы можете измерить эти расстояния на собственном лице, и они окажутся почти одинаковыми. Разделение лица на три примерно равные части — это отличное начало при создании портрета.

 

Помните, что линия роста волос не является верхней точкой головы. Верхняя часть черепа расположена чуть выше линии роста волос. Также обратите внимание, что, если смотреть на лицо в профиль, то ухо начинается примерно посередине между передней частью лба и затылком. Распространенной ошибкой является рисование ушей слишком близко к лицу. Если вы посмотрите на голову сбоку, то увидите, что уши начинаются посередине и продолжаются в сторону задней части головы.

Эскиз лица в профиль с измерениями рядом с эскизом лица спереди сбоку

Пошаговые инструкции по рисованию лиц

Чтобы усовершенствовать навыки рисования лиц, следуйте нашему руководству по рисованию. Чем чаще вы будете выполнять это простое упражнение, тем проще вам будет рисовать головы и вносить исправления.

Круг, пересеченный посередине вертикальной линией, в качестве основы рисунка лица

1. Для начала нарисуйте простую окружность или овал. Это будущая голова. Разделите круг пополам вертикальной линией, продолжив ее за пределы нижней части круга.

Круг, пересеченный посередине вертикальной линией, в качестве основы рисунка лица

2. Разделите круг пополам по горизонтали. Эта линия укажет приблизительное положение бровей.

Основа рисунка лица с измеренными пропорциями

3. Нарисуйте горизонтальную линию чуть ниже верхней точки круга, чтобы обозначить линию роста волос. Определите расстояние между линией роста волос и линией бровей и отмерьте такое же расстояние вниз еще два раза, разделив лицо на трети. Затем нарисуйте две вертикальные линии, отсекающие левый и правый края круга, слегка под наклоном к центру (розовые линии на изображении). Так вы обозначите боковые плоскости головы.

Основа рисунка лица с розовыми направляющими

4. Нарисуйте розовые линии, как на этом рисунке: это две короткие диагональные линии, пересекающие линию бровей по направлению сверху вниз к центру. Нарисуйте сжатый перевернутый треугольник, чтобы обозначить основание носа.

Основа рисунка лица с многочисленными направляющими

5. Недалеко от линии бровей проведите горизонтальную линию на расстоянии, равном примерно 1/4 расстояния между бровями и основанием носа. На этой линии будут располагаться глаза. Нарисуйте еще две короткие диагональные линии (розовые линии на изображении) рядом с линиями, которыми обозначены правая и левая боковые плоскости головы. Эти линии проходят сверху вниз в направлении наружу и обозначают внешние края глазниц, то есть отверстий в черепе, где находятся глазные яблоки. Проведите эти диагональные линии между линией бровей и только что нарисованной линией глаз. Они не должны выходить за пределы левой и правой боковых плоскостей головы.

 

6. Двигаясь вдоль линии глаз, оцените расстояние между только что нарисованными диагоналями и вертикальной центральной линией лица (отрезки обозначены зелеными вертикальными линиями). Разделите эти расстояния двумя вертикальными линиями на обеих сторонах лица (голубые линии на рисунке). Затем нарисуйте линию рта на расстоянии, равном примерно 1/3 расстояния от основания носа до нижнего края челюсти.

Основа рисунка лица с направляющими для глаз, рта, подбородка и ушей

7. Теперь можно точно определить положение уголков рта и центра зрачков. Посмотрите на круги, показанные на рисунке, чтобы получить представление о правильном размере зрачков. Уши должны находиться между верхней границей глаз и линией, которой обозначено основание носа.

Основа рисунка лица с направляющими

8. Вокруг линии рта остается достаточно места, чтобы нарисовать небольшую дугу для обозначения верхней губы, а также две разнонаправленные соединяющиеся короткие дуги для обозначения нижней губы и верхней части выступа подбородка. Добавьте линии, как показано на рисунке, чтобы обозначить строение носа (эти линии соответствуют крайним левым и правым границам носа, а не плоскости спинки носа; на примерах законченных рисунков лица вы увидите, что спинка носа уникальна у каждого человека, и на этом этапе нет необходимости в ее прорисовке).

 

9. Нарисуйте линии верхних век. Они должны проходить через верхние части окружностей, обозначающих зрачки. Эти линии не должны быть слишком узкими или широкими. Обратите внимание на их расположение и пропорции на нашей иллюстрации.

Три основы рисунка лица с направляющими

10. Вы получили три пропорциональных основы рисунка лица. Используйте собственную основу или сделайте копию нашей иллюстрации и используйте ее как трафарет, чтобы в Adobe Fresco обводить контуры для рисования различных лиц. Ниже показаны примеры различных причесок и черт лица, нарисованных с использованием одной и той же основы.

Три лица в ряд с выделенными пропорциями

Используя эту основу и корректируя форму глаз, носа, губ и линии челюсти, а также толщину и изгиб бровей, можно нарисовать бесконечное множество уникальных лиц. Эти шаги также можно использовать для голов другой формы, чтобы рисовать реалистичные лица или преувеличенные карикатуры, а также чтобы редактировать и дорабатывать рисунки лиц, которыми вы недовольны. Совершенствуйте свои навыки с помощью многочисленных уроков рисования, которые можно смотреть в прямом эфире на Behance.

Три наброска лица в ряд

Участие в подготовке:

Другие полезные материалы

Две нарисованные розы

Как нарисовать розу
С помощью этого пошагового руководства вы получите сведения об анатомии растений и узнаете, как правильно рисовать розы.

Нарисованная лошадь с наложенным эскизом

Как рисовать лошадей
Изучите советы, которые помогут вам правильно рисовать этих прекрасных животных. 

Комиксы о Торе с Мьёльниром.

Как создавать комиксы

Изучите искусство сторителлинга и узнайте, как отточить свои навыки для работы в этом увлекательном формате.

Человек в кимоно играет на гучжэне

Деловые аспекты и практика фотожурналистики

Воспользуйтесь советами профессионалов и изучите основы съемки фоторепортажей.

Установите Adobe Fresco

Новые возможности для творчества и рисования на любых устройствах.

Honing your ability to draw faces and heads.

Whether you’re drawing portraits or doodling cartoons, understanding how to sketch facial features will help your work. Learn more with this step-by-step tutorial.

Sketched partial drawing of a person's face

Drawing faces begins by understanding basic proportions.

Every artist struggles with certain aspects of anatomical drawing. Heads and faces, with everything from eyelashes to cheekbones, can be particularly intimidating. There’s a lot of crucial detail in every feature. Understanding the most basic proportions of the head is key, and will pay dividends when you get to finer details like the tip of the nose or the top of the ear.

 

Fortunately, learning these proportions is a very manageable task. Begin by reducing the complexity of the human face to a few essential landmarks. Once you understand those basics, you can apply them to your own drawings to create stunning portraiture or to fill your latest sketchbook.

 

Establish the landmarks of a human face.

 When you observe a human face, you can see that it’s divided roughly into thirds from the hairline to the brow, the brow to the bottom of the nose (where it meets the very top of the philtrum), and the bottom of the nose to the bottom of the jaw. You can measure these distances on your own face and you will find them to be surprisingly similar. Dividing the face into these thirds is a great place to begin portrait drawing.

 

Remember, the hairline is not the top of the head. The very top of the cranium sits a little higher than the hairline. Also notice that, from the profile or side view, the ear begins at about the halfway point between the front of the forehead and the back of the head. A common mistake is to draw ears too far forward on the head. If you view them looking at the side of the head, you’ll see ears start halfway back and continue moving backward from there.

Side profile sketch of a face with facial measurements next to a sketch of a frontal side view of a sketch face

Step-by-step instructions for drawing faces.

To perfect your face-drawing skills, follow this drawing tutorial. The more you practice this simple exercise, the more easily you will be able to complete and make corrections to head drawings in the future.

Circle with a vertical line going through the middle of it for framework of drawing a face

1. Begin by drawing a simple circle or oval shape. This is your head. Bisect it vertically, allowing the vertical line to drop below the bottom of the circle.

Circle with a vertical line going through the middle of it for framework of drawing a face

2. Bisect the circle horizontally. This line will serve as the rough indication of the brow.

Framework of drawing a face with proportion measurements

3. Sketch a horizontal line just under the top of the circle to represent the hairline. Note the distance between the hairline and the brow line, and reproduce it twice more — moving downwards — to create the thirds of the face. Then, draw two vertical lines that carve through the extreme left and right boundaries of the circle, angling slightly inwards from top to bottom (the pink lines in the image). These represent the side planes of the head.

Framework of drawing a face with pink guidelines

4. Draw the pink lines shown in this next illustration: two short diagonal lines, crossing through the brow line, moving inwards toward the center from top to bottom. Draw a compressed, inverted triangle representing the bottom plane — the underside — of the nose.

Framework for drawing a face with numerous facial guidelines

5. Draw a horizontal line about 1/4 the distance between the brow and the bottom of the nose, just under the brow line. This represents the eye line. Draw two more short diagonal lines — the pink lines, near the right and left extreme boundaries of the head. These lines move outward, from top to bottom on either side, and represent the outside edges of the ocular cavities — or the holes in the skull where the eyeballs reside, also known as eye sockets. Draw these diagonal lines between the brow line and the newly placed eye line. They should end inside the left and right extreme borders of the head.

 

6. Traveling along the eye line, look at the distance between the newly drawn diagonals and the vertical center line of the face — the green vertical lines in the illustration. Bisect these distances with two vertical lines on either side of the face, as shown by the blue lines in the illustration. The line of the mouth is then drawn about 1/3 of the way down between the bottom of the nose and the bottom of the jaw.

Framework for drawing a face with facial guidelines for eyes, mouth, chin, and ears

7. You now have the precise locations for the corners of the mouth and the center of the eyes’ irises. Look at the circles that are drawn in the illustration to give yourself a rough idea of the correct size for drawing irises. The ears fall roughly between the top of the eyes and the bottom of the nose.

Framework for drawing a face with facial guidelines

8. The line of the mouth gives you room to draw a shallow arc for the upper lip, as well as the two opposite-facing short curvilinear lines for the bottom lip and the top of the ball of the chin. Add lines, as shown, for the structure of the nose. (These lines are meant to represent the extreme left and right boundaries of the nose, not the plane of the bridge of the nose. As you will see in the examples of finished face drawings, the bridge is one of the features that is very specific to the individual, and there is no need to indicate it at this stage.)

 

9. Draw the lines for the upper lids of the eyes. They should cut through the tops of the circles drawn for the irises of the eye. These lines should not be too narrow or wide. Look carefully at their placement and proportions in the illustration.

Three face frameworks side by side with facial guidelines

10. You now have three proportional bases for face drawing. Use your own or feel free to copy this image and use it as a guide to trace over in Adobe Fresco to draw different faces. See the examples below, featuring different hairstyles and other features, for how the base can be used.

Three faces sketched side by side with proportions highlighted

By making adjustments to the shapes of the eyes, the nose, the lips, and the jawline, as well as to the thickness and angles of the eyebrows, you can draw any number of unique faces over this base. You can also use these steps on different head shapes to draw realistic faces or exaggerated caricatures, as well as edit and revise faces you’ve drawn that don’t look quite right. And take your skills even further by following along with many live drawing lessons on Behance.

Three faces sketched side by side

Contributors

You might also be interested in…

Manga-style illustration of an anime character with red eyes.

How to draw manga.

Get an introduction to the illustration style of Japanese comics.

Drawing of a horse with a superimposed framework of a horse over it

Learn how to draw horses.
Discover tips to take on the challenge of drawing these big, beautiful creatures. 

Comic book art of Thor with Mjölnir.

How to create comic book art.

Explore the art of sequential storytelling and learn how to hone your skills to work in this exciting medium.

Simple drawing of figures dancing.

Learning to draw.

Take your skills to the next level with drawing exercises and advice from professional illustrators.

Get Adobe Fresco

Rediscover the joy of drawing and painting anywhere.