Научитесь рисовать ноги

Рисовать ноги — одна из самых сложных задач при создании анатомического рисунка, ошибка может поставить подножку художнику с любым уровнем подготовки. Научитесь рисовать эту часть человеческого тела.

Детальный черно-белый рисунок мышц и костей в передней части стопы ниже лодыжки.

От большого пальца ноги до ахиллова сухожилия

Из 206 костей человеческого тела 52 находятся в ступнях. Кости образуют каркас каждой стопы, облеченный в более чем 100 сухожилий, мышц и связок, которые позволяют стопе двигаться. Строение ног довольно сложное, как и их рисование. При таком количестве переменных точное изображение этого замысловатого элемента анатомии человека может быть пугающим, но знания и практика помогут вам справиться.

 

Тренируйтесь рисовать ноги

«Как известно, рисовать ноги сложно, — говорит художник Марк Крилли. — Линии ног имеют множество изгибов».

При рисовании такого объекта, который кардинально изменяется от лодыжки до подушечек пальцев и отличается у разных моделей, есть только один путь: чтобы рисовать ноги хорошо, требуется практика.

«Поставьте себе измеримую цель. Скажите: "Я нарисую ноги 100 раз", — говорит Крилли. — Рисуйте по пять штук в день, пока не дойдете до 100. Вы многому научитесь».

 

Рисуйте ноги под разными углами, фокусируясь на одних рисунках на верхней части стопы, а на других — на пятке. Затем перейдите к рисованию стопы сбоку. Пройдите курс рисования с натуры и ознакомьтесь с исследованиями и справочниками, чтобы лучше понять строение и движение стопы. «Полистайте книги по рисованию анатомии или посмотрите, как другие художники изображают руки и ноги», — говорит художник Бен Хаус.

 

Даже если у вас не получается, не сдавайтесь. Рисование ног может вызывать трудности даже у опытных художников. «То, как могут поворачиваться ноги, меня до сих пор сводит с ума, — говорит Хаус. — Иногда я могу потратить целый час, чтобы нарисовать ногу, но каждый раз, когда я это делаю, я чему-то учусь».

Цифровой рисунок верхней части левой и правой ноги.
Цифровой рисунок нижней части правой ноги.

Несколько подходов к рисованию анатомии стопы для начинающих

Чтобы понять сложность ступни, изучите ее с разных сторон — как с физической, так и с философской. Можно разбить ногу на несколько простых фигур и вырисовать необходимые детали или использовать скелетную основу.

 

«Меня учили два профессора, чьи подходы отличались кардинально, — объясняет художник Крис Киндред. — Предварительная работа одного учителя была похожа на рисование контура вслепую — она была довольно приблизительной, он намеренно не делал строение четким в пользу того, что он назвал "психологическим впечатлением", которого он пытался достичь. Он хотел вызвать некое чувство, уделяя некоторое внимание точности, но лишь настолько, насколько это было необходимо».

Цифровое каркасное и заполненное изображение правой ноги.

«Другой профессор не считал себя художником. Он считал себя техническим специалистом, — продолжает Киндред. — Он хотел передать механику каждой конечности и сустава. Хороший рисунок был лишь побочным результатом этого анализа».

Какой бы метод вы ни выбрали — более естественный или структурированный, их сочетание поможет вам разработать свою технику рисования ног.

 

«Как только вы покорите вершину основ анатомии, вы можете праздновать победу, — говорит Киндред. — Стилизация зачастую несет в себе жесткие ограничения».

Лицо рыжеволосой женщины в программе для редактирования фотографий.
Цифровая трассировка женского лица в программе для редактирования изображений с красными и розовыми цветами.

Начало работы с трассировкой

Если вы рисуете в цифровом формате, вы можете попрактиковаться в изображении ног с помощью фотографий. Освойте рисование основных линий стопы с помощью функции трассировки изображений в одном из приложений для рисования, как показано в этом пошаговом руководстве Adobe Photoshop Sketch. Используйте снимок собственных ног или найдите модель на Adobe Stock.

 

Ноги — лишь часть рисунка

Помните, что ноги обычно являются лишь частью всего рисунка, и в зависимости от стиля и содержания иллюстрации, изображение может не потребоваться.

 

Часто бывает достаточно условного изображения ног. «Существует множество карикатуристов, которые используют упрощенный стиль, — говорит художник Йен Бартель. — Они нашли способы упростить изображение объектов так, чтобы было понятно, что они пытаются нарисовать». Посмотрите, как это демонстрирует художник Паскаль Кампион в Adobe Live на примере изображения трех баскетболистов со стилизованными ногами.

 

Понимание пропорций стопы и их соотношения с пропорциями тела человека будет развиваться по мере практики. Благодаря тренировке и подготовке каждая следующая стопа будет выглядеть чуть более естественно, чем предыдущая, какой бы стиль вы ни выбрали — гиперреализм или стилизованное упрощение.

Другие полезные возможности

Использование правила третей для съемки идущей женщины с розовым зонтом

Как использовать и нарушать правило третей

Улучшите свои навыки фотокомпозиции, чтобы фотографии были более эффектными. 

Художник рисует в технике акварели кистью с краской золотого цвета.

Изучение акварельных техник

Эти советы помогут вам запечатлеть плавные мазки кисти и богатую акварельную текстуру.

Ночная фотография панорамы города с эффектом боке.

Как добавить на фотографию фон боке

Узнайте больше о красивом эффекте размытия, который может придать вашим фотографиям потрясающий вид.

Редактирование видео в программе для редактирования цифрового видео

Используйте эффекты кинопленки, чтобы добавить магию кино в свои видео

Эти полезные приемы помогут усилить художественный эффект и эмоциональную глубину вашей работы.

Установите Adobe Fresco

Новые возможности для творчества и рисования на любых устройствах.

Detailed black and white sketch of the muscles and bones in the front of a foot below the ankle.

illustrator

Explore how to draw feet.

A challenging aspect of anatomy art, feet can trip up artists of all skill levels. Gain insight on how to sketch this part of the human body.

From the big toe to the Achilles tendon.

Of the 206 bones in the human body, 52 are in the feet. The bones form the foundation of each foot, which is fleshed out by more than 100 tendons, muscles, and ligaments that help the foot move, change, and shift. Feet aren’t simple, nor is drawing them. With that many variables, approaching this vexing element of human anatomy drawing can be daunting, but study and practice can help.

Repetition and drawing the human foot.

“Drawing feet is notoriously difficult,” artist Mark Crilley says. “The foot curves in a lot of directions.”

With a subject that varies so much from the ankle bone to the ball of the foot and continues to differ from model to model, there’s no way around it: Drawing feet well takes practice.

“Set yourself a numerical goal. Say, ‘I'm going to do 100 drawings of feet,’” Crilley says. “Draw five per day until you reach that number. You’ll learn a lot.”

 

Draw a foot from different angles, focusing on the top of the foot in some sketches and the heel of the foot in others. Then continue your figure drawing with side views of the foot. Take a life-drawing course and immerse yourself in research and references to help you better understand the structure and movement of feet. “Flip through anatomy drawing books or seek out how other artists have illustrated hands or feet,” artist Ben House suggests.

 

Even if you struggle, stick with it. Feet are something that can give seasoned professionals a hard time too. “The way feet turn drives me crazy to this day,” House says. “Sometimes I spend an hour drawing a foot, but each time I do it, I learn something.”

Digital drawing of the top of a left and a right foot.
Digital sketch of the bottom of a right foot.

A few approaches to foot anatomy for beginners.

To understand the complexity of a foot, approach it from different angles — both physically and philosophically. You can break a foot down into a series of simple shapes and then add detail from there, or you can build on a skeletal foundation.

 

“I was taught by two professors whose philosophies were at odds,” artist Chris Kindred explains. “One teacher’s preliminary work looked like blind contour studies — very loose, and he de-emphasized structure in favor of what he called the ‘psychological impression’ he wanted. He wanted to invoke the feeling of something — paying some attention to accuracy, but only as much as required.

Digital wireframe and filled illustration of a right foot.

“The other professor did not consider himself an artist. He considered himself a technician,” Kindred continues. “He wanted to convey the mechanics of each limb and joint. A good-looking image was just a byproduct of that analysis.”

Whether you opt for a more organic or a more structured method, combining the two can help you develop your technique for drawing feet.

 

“Once you get the basic anatomical scaffolding down, you can inject that flare,” Kindred says. “Oftentimes, stylization has a scaffolding of rigid constraints underneath it.”

Red-haired, female face in a photo editing program.
Digital trace of a female face in an image editing program with red and pink flowers.

Getting started with tracing.

If you draw or paint digitally, you can practice foot illustration by beginning with a photo. Get comfortable with the basic lines of the foot by tracing over an image of one in your drawing app, as demonstrated in this step-by-step Adobe Photoshop Sketch tutorial. Use a snapshot of your own feet or find a model on Adobe Stock.

Feet are only part of the drawing.

Remember that feet are usually only a part of the whole illustration, and depending on your style and the piece, realism may not be required.

 

A visual shorthand for feet often suffices. “There are plenty of cartoony artists who have simplified styles,” artist Jen Bartel says. “They’ve figured out ways to distill things down so you know what they’re trying to portray.” Watch artist Pascal Campion demonstrate this on Adobe Live by drawing three basketball players with stylized feet.

 

Understanding of the proportions of the foot and its proportions in comparison to the human body will develop as you practice. Whether your goal is hyperrealism or stylized simplification, a foundation of repetition and preparation will help each foot come a little more naturally than the next.



Share this article

Adobe Illustrator

Do more with Adobe Illustrator.

You may also like

Please make sure that the "dexter.base.react.umd" and "dexter.base.consonantcardcollection" clientlibs have been added to the template's Page Policy